Интернет радиостанция своими руками

Делаем собственную Интернет радиостанцию

Предположим, Вы амбициозный молодой (или не очень) человек, идёте в ногу со временем и хотите сделать мир чуточку лучше, не забыв при этом про свои потребности. И захотелось Вам создать собственную Интернет радиостанцию. Не просто трансляцию музыкального потока, коих в более чем достаточном количестве на просторах Интернет, а именно полноценную радиостанцию. В этой статье мы хотим поделиться своим опытом и наработками для этого, казалось бы, пустякового дела. О чём нужно подумать в первую очередь, какие технические мероприятия необходимы и перспективы развития подобного рода авантюры.

Во-первых, необходимо определиться с форматом вещания и музыкального контента. Определить направление, содержание и стиль материала в эфире будущей Интернет радиостанции. Основными параметрами, определяющими формат радиостанции, являются: музыкальные композиции, работа радиоведущих, периодические программы, элементы оформления радио (джинглы), короткие рекламные сюжеты, акустическая обработка (звучание), маркетинг (продвижение радиостанции). Далее мы опишем наиболее распространённые форматы радиостанций, а более подробную информацию Вы сможете найти самостоятельно, используя соответствующие запросы в поисковых системах.

1. AC (Adult Contemporary, с англ. – Современный Взрослый).
Целевая аудитория таких радиостанций – представители среднего класса возрастом от 25 до 49 лет. Благодаря широкой и довольно состоятельной аудитории, такие радиостанции привлекают множество рекламодателей и различного рода партнёров. Как правило, эфирное время заполняется преимущественно современными поп-хитами и шлягерами 70-90-х годов с небольшими вкраплениями софт-рока и другой легкой для восприятия музыки. Формат предполагает довольно короткие выпуски новостей и периодических программ, однако по времени вещания музыка всегда преобладает над разговорными жанрами.

2. CHR (Contemporary Hit Radio, с англ. – Современный Хит).
Данный формат ориентирован на свежие топовые музыкальные композиции с их частой ротацией. Аудитория здесь состоит преимущественно из молодежи до 18 лет, а также достаточно большого количества взрослых любителей современных хитов. Молодых людей мало интересуют новости по радио, поэтому эфирное время практически полностью посвящено музыке. Общая идея этого формата состоит в том, чтобы как можно более плотно держать радиослушателя в состоянии душевного подъема.Необходимо стильное наполнение разговорными жанрами, не перегружая эфир.

3. EZ (Easy Listening, с англ. – Лёгкая для Восприятия музыка).
Основную аудиторию слушателей данного формата составляют люди средних лет (от 40 до 50 лет). В эфир транслируются преимущественно легкие инструментальные композиции, оркестровая музыка, популярные мелодии с мягким вокалом и множеством струнных инструментов. Присутствуют редкие новостные блоки и небольшое количество периодических программ.

4. AOR (Album/Adult Oriented Rock, с англ. – Рок-музыка из альбомов/для взрослых).
Аудитория данного формата составляют преимущественно мужчины от 18 до 34 лет. Часто звучат музыкальные композиции продолжительностью более 3,5 минут, что является больше принятой на радио нормой. Цель таких радиостанций заключается в знакомстве общественности с непопулярными произведениями. Работу ведущего лучше всего описывается такими понятиями, как живость, остроумие, компетентность, а стиль ведения эфираинтеллигентный, откровенный, лаконичный.

5. MOR (Middle-of-the Road, с англ. – Середина Пути).
Принцип данного формата – предлагать всё для всех. При большом количестве альтернативных названий формата, его границы достаточно размыты и его часто называют переходным. Аудитория довольно пестрая, поэтому многое зависит от ведущего. Информационные блоки и периодические программы – обязательные эфирные элементы формата.

Во-вторых, необходимо озадачиться технической составляющей Вашей радиостанции. Далее мы перечислим минимум, который на наш взгляд необходимо реализовать, чтобы выпустить более ли менее качественный продукт – Интернет радиостанцию. Сухо и без описания, просто чтобы обозначить границы задуманного.

1. Портал (сайт).
Регистрация домена, хостинг, электронная почта, дизайн, система управления контентом (CMS), опционально – SMS сервисы (чаты или акции).

2. Основной (потоковое вещание) и резервный (ретрансляция) сервера.
Выделенные IP-адреса, выделенные каналы (желательно 1 Гбит/с, но начинать можно с 100Мбит/с).

3. Мобильное приложение.
Для платформ iOS, Android, Windows Mobile.

4. Эфирная студия.
Помещения (2 комнаты по 12 кв.м), рабочее место ведущего, рабочее место звукорежиссёра, веб-камера (HD-качества), микрофонная установка (2 комплекта: микрофон, пантограф, ветрозащита, антивибрационное крепление), микрофонный процессор (2-4 канала), соответствующая мебель, телефонный гибрид (1 канал), хранилище данных (NAS) 4 ТБт, сигнализация “On Air”, связь между комнатами, высокоскоростное подключение к Интернет.

5. Программное обеспечение.
Для автоматизации процесса эфирного вещания, необходимо использовать соответствующее программное обеспечение. Простой, достаточно дешёвый и функциональный продукт, на наш взгляд – это Spacial SAM Broadcaster (сайт разработчика).

В-третьих, необходимо подобрать персонал с соответствующими компетенциями: менеджер проекта (1 человек), технический специалист (2 человек), звукорежиссёр (1 человек), ведущий (5 человек). Причём, технические специалисты (системные администраторы) и часть радиоведущих могут работать удалённо, но должны обеспечивать бесперебойную работу эфира.

Более того, необходимо придумать достаточное количество периодических программ и информационных блоков, заполнить сетку вещания различными композициями.

Ну и последнее, но не маловажное – это регистрация Вашей радиостанции, как СМИ в соответствующих органах, но это совершенно самостоятельная история…